На всех колесах тракторов МТЗ стоят ступицы. Такая конструкция обеспечивает высокую ремонтопригодность подвески и позволяет заменять отдельные детали без разбора всего узла. Ступица колеса МТЗ необходима, чтобы соединить подшипник с подвеской. За счет этого достигается свободное вращение тракторных колес.
О том, каково устройство и размер ступиц переднего и заднего колеса МТЗ, в чем отличие деталей старого и нового образца, как снять, разобрать и провести регулировку, поговорим далее в статье.
Особенности ступицы трактора МТЗ
Ступица колеса МТЗ представляет собой узел, соединяющий подшипниковую часть и подвеску. Именно ступица обеспечивает свободное вращение колеса и передачу крутящего момента.
Главным компонентом ступицы трактора МТЗ является подшипник. Вращение подшипника приводит в движение колесо и тормозной диск и барабан – они вращаются относительно поворотного кулака или балки.
Беларусы МТЗ 80 и 82 различаются приводом – у МТЗ 80 задний привод с колесной формулой 4х2, а 82-й имеет привод на все колеса. Соответственно, на МТЗ 80 нет привода переднего моста, и вращение от коробки передается только на задние колеса. Передний мост служит в качестве опорной балки полурамы, на которой находятся рулевые тяги и управляемые колеса. На ведущих колесах тракторов МТЗ ступицы передают крутящий момент через полуоси. Их отличительной особенностью является наличие специальных шлиц, в которые вставляется выходной вал (привод) от трансмиссии.
Таким образом, ступица колеса МТЗ выполняет следующие функции:
- передает крутящий момент на колесо;
- удерживает узлы на полуоси;
- позволяет колесу трактора свободно вращаться;
- удерживает компоненты тормозной системы;
- крепит колесный диск.
Устройство и размер передней ступицы МТЗ
Ступица переднего колеса МТЗ выполнена в виде чугунной литой детали с фланцем и двойной расточкой под подшипники. Во фланец запрессованы болты для фиксации колесного диска.
Передняя ступица вращается на 2-х подшипниках – они роликовые конические. Внутренняя обойма подшипника фиксируется на полуоси, наружная обойма запрессована в расточки ступицы.
Подшипники передней ступицы колеса затянуты гайкой, которая накручивается на конец полуоси с резьбой. Между подшипником и фиксирующей гайкой имеется прокладочная шайба. Чтобы она не вращалась вокруг полуоси (для предотвращения выкручивания гайки), шайба усом входит в паз полуоси.
С наружной стороны ступица переднего колеса закрыта штампованным колпаком. Изнутри в расточку вставлена самоподжимная манжета. Чтобы обеспечить более сильное уплотнение, к полуоси крепится защитный козырек. Он охватывает ступицу переднего моста трактора с маленьким зазором.
На тракторах МТЗ 82 и 102 крепление передних колес осуществляется посредством болтов к кронштейнам, которые приварены к ободу.
Размер и номер подшипников передней ступицы МТЗ 80
Усиленная ступица нового образца
Место установки | Номер по каталогу | Размер |
внутренняя опора | 7609А 32309 | роликовый конический радиально-упорный подшипник: D − 100 d − 45 B – 38,25 |
наружная опора | 7608А1 32308 | роликовый конический радиально-упорный подшипник: D − 90 d − 40 B – 35,25 |
Передняя ступица колеса МТЗ старого образца
Место установки | Номер по каталогу | Размер |
внутренняя опора | 7608А 32308 | роликовый конический радиально-упорный подшипник: D − 90 d − 40 B – 35,25 |
наружная опора | 7606А 32306 | роликовый конический радиально-упорный подшипник: D − 72 d − 30 B – 30 |
Ось цапфы моста | 8208 51208 | упорный шариковый D − 68 d − 40 B – 19 |
Устройство и размер задней ступицы МТЗ
Задняя ступица МТЗ крепится на выпирающем конце полуоси конечной передачи заднего моста. Крепление осуществляется при помощи шпонки, вкладыша и четырех болтов. У вкладыша есть регулировочный винт – он зацеплен с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая винт задней ступицы, можно ее передвигать относительно полуоси. Таким образом регулируется ширина колеи зада.
Во фланцы ступицы заднего колеса запрессованы болты. Они используются для фиксации колесного диска. В отверстиях дисков имеются рельефные конусные фаски, которые предотвращают произвольное раскручивание гаек.
При монтаже ступицы заднего колеса МТЗ крайне важно следить за равномерностью затяжки гаек. Нужно убедиться, что их фаски плотно прилегают к отверстиям в форме конуса в колесных дисках. Если гайки ступицы были затянуты недостаточно сильно, в отверстиях диска появятся трещины и может повредиться резьба. Контролировать затяжку необходимо как во время замены колесного диска, так и в процессе эксплуатации трактора: рекомендуется осматривать гайки ступицы МТЗ каждые 240 моточасов.
Ступица заднего колеса, как и в случае с передним, защищена от попадания грязи приваренным к полуоси защитным козырьком, который расположен с небольшим зазором по отношению к ступице.
Размер и номер задней ступицы МТЗ 80 и 82
Номер по каталогу (каталожная группа – Ходовая часть) | 627786 Дополнительные номера: 50-3104010-А1, 70-3104010 |
длина, мм | 160 |
ширина, мм | 300 |
высота, мм | 300 |
масса, кг | 23,4 |
Различие между ступицами тракторов МТЗ старого и нового образца
Раньше на Белорусах устанавливались уменьшенные ступицы с подшипниками небольшого размера. В начале 80-х годов их модернизировали и сделали больше. Кроме того, подшипники ступицы МТЗ нового образца унифицировали с подшипниками ступицы ЮМЗ, так что они стали взаимозаменяемыми. Различие между ступицами МТЗ и ЮМЗ заключается лишь в ширине фланца: на белорусских тракторах он тоньше и нет тавотницы.
Ступицы колес МТЗ нового образца – усиленные.
Ступицы старого образца | Ступицы нового образца |
меньше, с маленькими подшипниками | больше, усиленные |
расстояние от выступа под болты крепления крышки 1,5-2 см | расстояние от выступа под болты крепления крышки до диска 0,5-1 см |
сальник 65х90 | сальник 80х105 |
Замена ступицы: как снять и разобрать
О том, как выкрутить болты ступицы трактора, если они заржавели, закисли или обломились, мы подробно рассказывали в этом материале.
Замена ступицы МТЗ может потребоваться, если наблюдаются проблемы с колесами во время эксплуатации трактора: они могут скрипеть, ходить восьмеркой или ощущаться биения. При любом из этих проявлений нужно осмотреть ступицу и провести регулировку.
Основная причина, по которой появляется необходимость замены передней или задней ступицы Белоруса, − разрушение подшипников. Также может ослабнуть затяжка гайки конических подшипников.
Визуально определить разрушение подшипников не всегда удается, поскольку даже незначительное нарушение геометрии, не заметное для глаза, может привести к ощутимым дефектам в работе. Чтобы точно определить состояние ступицы, нужно выполнить осевой промер.
При размере зазора более 1/2 мм понадобится его регулировка. Для этого надо сначала до максимума закрутить корончатую гайку, а после этого отвернуть ее примерно на треть. После этого колесо должно свободно вращаться при прокручивании рукой. Если колесо все равно заедает или скрипит, ступицу необходимо снять и разобрать.
При регулировке зазора в подшипниках ступицы МТЗ может оказаться, что ослабла резьба корончатой гайки. Если они не затягивается до упора, нужно проверить состояние конических подшипников. Для этого отвинчивают гайку, снимают шайбу и при помощи выпрессовывателя снимают ступицу.
![]() | 1. ступичный узел 2. цапфа 3. шайба |
![]() | 1. ступичный узел 2. цапфа 3. съемник |
Осматривая ступицу трактора МТЗ, обоймы подшипников передвигают в направлении оси. При этом нужно попытаться провернуть подшипники в посадочные места.
Если при диагностике обнаружились сколы или трещины, подшипник ступицы колеса подлежит замене.
Схема ремонта и последовательность, как снять ступицу МТЗ, выглядит следующим образом:
![]() | 1. манжета 2. обойма 3. подшипник 4. ступица колеса 5. гайка 6. прокладка 7. крышка 8. колесо трактора |
![]() | 1. манжета 2. ступичный блок 3. двухлапчатый съемник |
![]() | 1. обойма 2. ступичный блок 3. инерционный съемник |
![]() | Процесс запрессовки наружной обоймы подшипника |
![]() | Процесс запрессовки манжеты ступицы |
![]() | Как установить пыльник трактора МТЗ |
Чтобы снять ступицу заднего колеса МТЗ, необходимо выполнить следующие действия:
- открутить болты крепления вкладышей (1);
- выкрутить болты в демонтажные отверстия А, снять вкладыши и ступицу;
- выкрутить болты из демонтажных отверстий.
Почему прослабла ступица заднего колеса МТЗ 80, 82: основные причины
Основные причины ослабевания ступиц задних колес трактора следующие:
- естественный износ;
- подбивание шпонки;
- износ полуоси;
- плохая затяжка гайки для раздвигания-сдвигания на ступицах старого образца;
- выработка гройверов на болтах.