Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

На современных тракторах МТЗ стартер двигателя состоит из электромотора, втягивающего реле стартера и механизма привода. Конструкция отличается надежностью и продуманностью, поэтому обычно служит много лет без каких-либо проблем. Но при превышении нагрузки при работе трактора тяговое реле может прогореть в районе болтовых креплений. Как устроено втягивающее реле стартера МТЗ? В чем отличие между тяговыми реле на тракторах 80, 82, 1221 и других? Как заменить выгоревшее реле стартера? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Принцип работы втягивающего реле стартера на МТЗ

Втягивающее реле на тракторе МТЗ управляет работой электрического стартера и неподвижно смонтировано на его корпусе.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

Тяговое реле представляет собой соленоид цилиндрической формы, который совмещен с контактной группой. Именно втягивающее реле производит подключение стартера к АКБ, а также механически соединяет стартер и маховик, когда запускается силовая установка.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

Втягивающее реле стартера МТЗ одновременно относится к механической и электрической системе стартера, контролируя их сопряженную работу.

Основные задачи тягового реле следующие:

  • Соединение бендикса при запуске мотора с зубчатым венцом маховика и удержание его в нужном положении до момента отпускания ключа зажигания.
  • Подсоединение мотора стартера к аккумулятору.
  • Отключение стартера в момент отпускания ключа зажигания.

Несмотря на то, что фактически втягивающее реле является составным элементом стартера МТЗ, смонтированным на его корпусе, тяговое реле считается самостоятельным узлом, который отвечает за стабильную работу системы запуска двигателя.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

Конструкция втягивающего реле на примере стартера СТ212-А для Д-240 (МТЗ-80, МТЗ-82)

Конструкция втягивающего реле стартеров МТЗ 80 и 82 идентичны, поскольку на оба трактора устанавливается дизельный двигатель Д-240. Подходящим вариантом стартера для такого мотора является СТ212-А. Встретить его на тракторах можно достаточно часто, это одна из наиболее распространенных модификаций. Рассмотрим механизм тягового реле на примере этого стартера.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

На схеме цифрами обозначены следующие компоненты:

1.      корпус;

2.      стальной якорь круглого сечения;

3.      соленоид возбуждения;

4.      щетка;

5.      шпилька;

6.      шайба;

7.      жесткий кожух;

8.      крышка;

9.      соединительная шина;

10.   цилиндрический поршень;

11.   сервисная обмотка;

12.   шунтовая обмотка;

13.   якорь;

14.   возвратная пружина;

15.   фланец;

16.   рычаг;

17.   крышка;

18.   стопорное полукольцо;

19.   шайба;

20.   обойма;

21.   шестеренка привода;

22.   муфта свободного хода;

23.   буферная пружина;

24.   втулка отводки;

25.   шайба;

26.   промежуточная опора;

27.   наружная обойма;

28.   роликовый механизм;

29.   пружина;

30.   плунжер;

31.   крышка муфты.

Втягивающее реле соединяет шестерню привода с венцом маховика дизельного агрегата и запитывает электрическую систему стартера МТЗ путем подключения его к аккумулятору. Тяговое реле зафиксировано на литом фланце, который соединяет его с крышкой со стороны привода.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

У втягивающего реле стартера две обмотки:

  1. большая втягивающая (сервисная) (11),
  2. удерживающая, намотанная поверх первой (шунтовая) (12).

Когда реле включается, обе обмотки создают магнитное поле, которое затягивает якорь в пространство внутри обмоток. Якорь представлен в виде стального стержня с круглым сечением. Он не имеет жесткого крепления, легко передвигается и даже вынимается, если это необходимо.

Перемещение якоря через рычаг (16) приводит в движение привод стартера МТЗ. Он в свою очередь передвигается по винтовым шлицам вала якоря. Шестеренка привода стартера приходит в соединение с венцом маховика.

В крайнем положении якорь тягового реле надавливает на плунжер (для этого на торце стального стержня имеется специальное углубление), а его контактный диск (он также изготовлен из стали) замыкает главные контакты реле. В результате такой передачи движения к стартеру подключается АКБ.

В тот момент, когда главные контакты замыкаются, втягивающая обмотка реле выводится из цепи. После этого якорь втягивающего реле держится внутри обмотки магнитным полем, созданным исключительно удерживающей обмоткой.

На случай попадания зубцов шестерни на зубья маховика устанавливается буферная пружина. Она перемещает рычаг включения, что дает возможность контактам замкнуться. Таким образом, стартер МТЗ в любом случае начнет вращаться, и при повороте шестеренки буферная пружина зацепит ее с венцом маховика.

Во время работы стартера контакты реле остаются замкнутыми благодаря включенной в цепь удерживающей обмотке. Размыкается соединение только после отключения механизма. После этого возвратная пружина (14) расцепляет привод и маховик. Следствием этого является возврат якоря в первоначальное положение (в этой позиции он выступает из цилиндрической катушки). Как следствие – стартер отключается.

Корпус тягового реле выполнен из диэлектрика. В зависимости от модификации он может разбираться или быть неразборным. Корпус тягового реле жестко зафиксирован на стартере.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

Клеммы (контактные болты) расположены на торце корпуса. Поскольку через контакты втягивающего реле стартера МТЗ проходят высокие токи (до 800 А), контактные болты производятся из латуни, стали или меди. Клеммы из других металлов не выдержали бы настолько большой ток и расплавились бы.

Как снять тяговое реле стартера МТЗ

Втягивающее реле стартера МТЗ 80, 82, 1221 снимается только после демонтажа стартера. Далее выполняются следующие действия.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

Как проявляются проблемы с втягивающим реле стартера на МТЗ

Тяговое реле отвечает за подключение стартера МТЗ к аккумуляторной батарее и запускает дизельный двигатель. Поэтому неисправности этого узла напрямую влияют на работу мотора трактора. Заподозрить наличие поломки можно по следующим характерным признакам:

  • Слышен скрежет при включении стартера.

Появление металлического скрежета при включении стартера может свидетельствовать о том, что тяговое реле и сцепляющий механизм работают разлаженно, их положение нужно отрегулировать.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

  • Втягивающее реле стартера МТЗ работает, но нет вращения якоря.

Это одна из самых распространенных поломок тягового реле. Она вызвана прогоранием контактных болтов.

  • Стартер МТЗ не выключается после пуска дизеля.

Эта проблема также может указывать на сгорание контактов тягового реле.

  • Слабое вращение стартера при нормальном заряде АКБ.

Диагностика втягивающего реле стартера МТЗ обычно проводится визуально. Поверхность корпуса детали и контакты внимательно осматриваются. Насторожить должны следы спекания и прогорания, загрязнение клемм. Также тяговое реле «прозванивается» на наличие обрыва в обмотках, повышения сопротивления силовой цепи и т.д.

Втягивающее реле стартера МТЗ: как работает тяговое реле МТЗ 80, 82, 1221, как снять и заменить

Если быстрая замена тягового реле невозможна, поверните на 180 градусов сгоревшие контактные болты. Но обязательно замените втягивающее реле МТЗ по мере возможности.

Чтобы исключить другие повреждения, которые могут давать схожую картину, проводится диагностика аккумуляторной батареи.

Выбор втягивающего реле стартера МТЗ

Выбирать под замену тяговое реле стартера МТЗ 80, 82, 1221 нужно в точном соответствии с рекомендациями производителя. Втягивающее реле другой модели может просто не встать или делать работу стартера нестабильной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector