Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Изменение цвета и характеристик выхлопа – верный признак сбоя в работе трактора. Белый, черный, синий или сизый дым – серьезная причина заняться поиском проблемы, ведь это может обернуться в ближайшем будущем дорогостоящим ремонтом и простоем спецтехники. Почему МТЗ дымит белым? В чем причины появления черного дыма? Что означает синий или сизый дым из выхлопной трубы? Что делать, если дым пошел в сапун? На эти и другие вопросы, касающиеся изменений выхлопа на тракторах Беларус, поговорим далее в статье.

Можно ли продолжать работу?

Если трактор дымит белым дымом и не заводится, очевидно, что поломка серьезная, и требуется ремонт. Но если заметно дымление из выхлопной трубы, но машина вроде как работает нормально, у многих трактористов возникает вопрос, можно ли продолжать работу?

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Причина белого дыма на МТЗ или любое другое изменение характера выхлопа кроется в нарушении работы двигателя, топливной аппаратуры, подачи масла и воздуха. Поэтому эксплуатация трактора с такими повреждениями приведет к тому, что проблемы станут серьезнее.

Единственный случай, когда дымление не говорит о серьезных проблемах, − при заливке некачественного, загрязненного или содержащего воду дизеля. Если не падает компрессия, не увеличивается расход масла и техника стабильно работает под нагрузкой, то проблема, скорее всего, именно в дизельном топливе низкого качества. Если его заменить, то синий дым на МТЗ 80 или 82 пропадет.

Во всех остальных ситуациях нужно искать причину, по которой техника дымит белым или синим, и устранять ее.

Алгоритм поиска причины белого, черного или сизого дыма

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Рассмотрим далее в подробностях основные ситуации, когда Белорусы с дизельными Д-240 начинают дымить, и приведем алгоритм с пошаговым руководством, как отличить одну проблему от другой.

Почему МТЗ дымит белым дымом

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Возможные причиныКак можно исправить
Низкая компрессияОтрегулируйте зазоры в клапанах. При необходимости притрите клапаны, замените детали поршневой группы с высокой изношенностью
Некачественная солярка, попадание в нее водыЗалить дизтопливо хорошего качества. При необходимости промыть топливную систему

В зимнее время года то, что МТЗ 80 или 82 дымит белым дымом, смущать не должно – это обычный рабочий процесс для любого дизельного двигателя. На самом деле это даже не дымность, а обычный водяной пар.

В процессе сгорания солярки образуется вода, которая конденсируется на стенках выхлопной трубы. И пока Д-240 прогревается, вода будет испаряться, что можно спутать с дымлением. Отличия водяного пара от реального белого дыма следующие:

  1. пар не имеет запаха;
  2. если поднести к выхлопной трубе руку или любую поверхность, на ней появятся мелкие капельки воды.

Тогда ничего предпринимать не надо: водяной пар не свидетельствует о поломках движка. А вот если вместе с дымлением появился посторонний запах, мотор трясет или МТЗ не заводится, необходимо искать причину проблемы.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Если белый дым из выхлопной трубы на дизеле МТЗ напоминает пар, но не исчезает после прогрева, причины могут быть в некачественной солярке. Если в нее попала вода, то парить из глушителя будет все время. В этом случае достаточно залить качественное дизельное топливо, чтобы проблема ушла.

Если белый пар заметен продолжительное время – залить качественное топливо.

На МТЗ 80 и 82 идет белый дым из выхлопной трубы, если в цилиндры просачивается охлаждающая жидкость. Это происходит из-за изнашивания прокладок впускного коллектора или ГБЦ. Также к дефектам относятся трещины в головке блока, что особенно неприятно, ведь ремонт предстоит крайне затратный. Иногда ГБЦ восстанавливают, но по-хорошему надо ставить новую.

Если охлаждающая жидкость попадает только в один цилиндр (самая распространенная ситуация), то агрегат начинает троить, поскольку остальные цилиндры продолжают работать.

Проверить это можно следующим образом:

  • если при снятии крышки расширительного бачка или радиатора видна масляная пленка;
  • из бачка идет запах выхлопных газов;
  • в расширительном бачке есть пузырьки;
  • уровень охлаждающей жидкости повышается при запуске дизеля и снижается после его остановки;
  • увеличилось давление ОЖ (это можно почувствовать, попробовав согнуть шланг).
На МТЗ белый дым из выхлопной трубы, двигатель работает на холостом ходу и сильно трясется – заменить прокладки впускного коллектора, провести дефектовку головку блока на предмет трещин.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Перебирая причины, надо проверить настройки момента впрыска топлива в цилиндры. В данном случае требуется обратить внимание не на качество распыления солярки (с форсунками как раз все может быть отлично), а на момент воспламенения. Если вспышка запаздывает, то температура в камерах сгорания не поднимется до нужного уровня, и топливо будет сгорать не полностью или неравномерно.

При такой неисправности МТЗ дымит белым дымом на холодную, а также при прогретом движке. Мотор может троить, но тряска появляется не всегда. Мощность падает во всем диапазоне. Эти проявления сопровождаются увеличением расхода топлива и потерей чувствительности мотора на нажатие педали газа.

МТЗ дает белый дым на холодную и на горячую, трясется, ощущается потеря мощности, увеличивается потребление солярки – заменить свечи накала, отрегулировать момент впрыска топлива.

Если идет белый дым и МТЗ не заводится, причины могут быть в следующем:

  • Трактор несколько месяцев не использовался, дизтопливо закоксовалось в соплах форсунок, и солярка частично или полностью не подается в камеры сгорания. Причиной белого дыма на 80/82 является загрязнение топливной смеси или ее неравномерное распыление.
    Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство
  • Иногда трактор дымит белым и плохо заводится, если зимой используется летнее масло.
  • Кристаллизация воды в дизтопливе является еще одной причиной, почему МТЗ дымит белым дымом и не тянет. При промерзании двигателя и топливной системы нормальная смесь не образуется, поэтому трактор и не заводится. В этом случае это насыщенный водяной пар. Как его отличить от белого выхлопа, мы писали выше. Можно прогреть технику (феном через впускной коллектор, к примеру) и добавить в солярку авиационный керосин. Но чтобы полностью избавиться от белого дымления на холодную, надо установить подогреватель охлаждающей жидкости и сделать обогрев силовой установки.
  • Если из МТЗ 80, 82 идет белый дым летом и трактор не заводится, то может не хватать мощности аккумулятора. АКБ не дает требуемых для старта Д-240 оборотов, а дымность – это опять же водяной пар.

Причина синего дыма у МТЗ

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Возможные причиныКак можно исправить
Высокий износ поршневой группы, который приводит к просачиванию маслаПровести дефектовку и заменить изношенные запчасти
Превышение рекомендованного уровня масла в картере мотораСлить избыток масла, оставив его по верхнюю метку маслоизмерительного стержня
Задержка впрыска топливаНеобходима коррекция начала впрыска дизеля

Причины синего дыма из глушителя, как обозначено в таблице выше, три:

  1. масло просачивается в камеры сгорания;
  2. износились элементы поршневой группы (что опять же является причиной проникания масла);
  3. задержка впрыска топлива.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Стоит, правда, отметить, что иногда сизый выхлопной газ является предвестником того, что машина начнет дымить черным. В этом случае оттенок выхлопных газов не синий, а имеет выраженную серость. Это бывает, когда дефекты только начинают проявляться. Со временем неполадки становятся более выраженными, и выхлоп чернеет.

Если причиной того, что МТЗ 80 дымит синим дымом, является задержка впрыска, то нужно будет подрегулировать начало распыления на ТНВД. Сильнее всего сизый цвет отработанных газов в этой ситуации заметен на непрогретом двигателе. Когда мотор прогревается, цвет выхлопа светлеет, а иногда сизый оттенок может вообще исчезать.

Если из выхлопной идет синий дым при запуске движка, мотор «потряхивает», а при прогреве выхлоп светлеет – отрегулируйте начало впрыска топлива.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Износ поршневой группы имеет схожие проявления. В этом случае из МТЗ 80 и 82 идет синий дым, потому что из-за низкой компрессии двигателя температура в конце такта сжатия не поднимается до нужного значения. Как следствие – топливо не вспыхивает и не сгорает до конца. Когда мотор прогревается, общий уровень температуры повышается, и солярка сгорает в большем объеме. Поэтому при износе поршневой группы сизый дым будет сильнее в момент запуска двигателя, а после прогрева оттенок выхлопных газов посветлеет.

Если МТЗ дымит синим или сизым дымом на холодную, а при прогреве выхлоп нормализуется – надо определить причину низкой компрессии и заменить изношенные части поршневой группы.

Еще один неочевидный фактор сине-сизого дымления – засорение фильтра тонкой очистки или изнашивание подающего насоса ТНВД. В обоих случаях снизится объем топлива, который подается через ТНВД. Как следствие, сместится поршень таймера впрыска, который будет срабатывать раньше положенного, вызывая уже описанную ранее задержку.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Больше проблем владельцам доставляют тракторы МТЗ, которые дымят синим дымом в результате попадания масла в камеры сгорания. В этом случае вдобавок к сизому выхлопу и низкой компрессии Д-240, 245 и других добавится высокий расход масла. Масло в мотор может проникать по двум причинам:

  1. его залили слишком много;
  2. элементы маслопровода износились, и контур потерял герметичность.

Чаще всего проблемы возникают из-за залегания компрессионных и маслосъемных колец, которые в результате износа теряют упругость и перестают плотно прилегать к цилиндрам, пропуская масло.

Если на МТЗ постоянный синий или сизый дым, упала мощность и вырос расход масла – проверить уровень масла (залить его не выше верхней отметки)/поменять маслосъемные кольца/провести дефектовку цилиндро-поршневой группы.

Почему МТЗ дымит черным дымом

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Возможные причиныКак можно исправить
Чрезмерно высокая нагрузкаСнизить нагрузку, понизить передачу
Заедание иглы форсунки или забивание ее отверстияПри закоксованности прочистить отверстие иглы стальной струной. Промыть или заменить распылитель
Нехватка кислорода в камерах сгоранияЗаменить воздушный фильтр. Промыть воздухоочиститель, заправить его маслом
Неправильная установка ТНВДНадо откорректировать начало подачи топлива
Неправильная установка распределительных шестерен после ремонтаВыставить шестерни по меткам

Появление черного дыма на МТЗ всегда связано с неполным сгоранием дизеля в камерах двигателя. Основные проявления, помимо дымления, следующие:

  1. снижается мощность двигателя;
  2. мотор значительно перегревается (о других факторах перегрева МТЗ можно прочитать по ссылке).

К этому могут привести следующие факторы:

  1. подается слишком много солярки;
  2. топливная смесь плохо приготовлена;
  3. в камерах сгорания не хватает кислорода.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

При потемнении выхлопа первое, что нужно сделать, − внимательно рассмотреть оттенок отработавших газов. Если он ближе к асфальтовому, темно-серому, то, скорее всего, проблема кроется в засорении воздушного фильтра. Его забивание – самая частая причина подачи недостаточного объема воздуха в двигатель при работе. Темный цвет отработанных газов в этом случае сопровождается падением мощности.

Темно-серый, почти черный дымный выхлоп, падение мощности двигателя – проверьте/замените воздушный фильтр.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Износ топливного насоса неизбежен и сопровождается он потемнением отработавших газов. Если на ТНВД износился регулятор оборотов, то при нажатии на педаль газа вы увидите резкий выброс черного газового облака. В норме рычаг упирается в опору, что не позволяет ему выдать слишком большой объем дизтоплива. Но при изнашивании деталей ход рычага увеличивается – а вместе с ним растет и объем впрыскиваемого дизеля. Как следствие – топливо сгорает не до конца, что становится причиной, почему МТЗ дымит черным дымом.

Выхлоп темнеет постепенно – от серого до черного, при нажатии на педаль газа виден «хлопок» черного дыма – перебрать/заменить ТНВД.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Если двигатель сильно греется и есть черный оттенок отработанных газов, проблема может крыться в работе форсунок – это может быть поломка иглы, закоксовывание сопла, неправильная регулировка ТНВД, когда топливо подается неравномерно или не вовремя. Работать на тракторе при этом почти невозможно, потому что сильно падает мощность.

Для полного сгорания топлива дизель должен качественно распыляться. Если этого не происходит, то солярка каплями стекает, не воспламеняясь. За счет этого снижается мощность, а остатки несгоревшего дизеля дают черное дымление.

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Если причины черного дыма связаны с нарушением работы форсунок, то нужно провести их диагностику на стенде (как сделать это без стенда в домашних условиях, читайте тут). Неработающие распылители подлежат замене. При необходимости меняются форсунки целиком. После замены важно выполнить регулировку, чтобы получить идеальные параметры распыла.

Черный дым появился резко или темнел постепенно, значительно упала мощность, МТЗ сильно греется – нужно выполнить диагностику/замену по необходимости/регулировку форсунок.

МТЗ дымит черным дымом под нагрузкой

Причины дыма из МТЗ: почему трактор дымит белым, черным, синим или сизым дымом, пошаговое руководство

Если вы заметили черный дым на МТЗ при резком увеличении подачи топлива, то никаких действий предпринимать не стоит. На двигателях Д-240, Д-243 и других силовых установках без принудительной подачи воздуха кратковременное потемнение выхлопа не является проблемой. При увеличении объема подаваемой солярки в камеры сгорания просто не успевает поступить дополнительный кислород, поэтому какое-то время трактор работает с недостатком воздуха. Как только давление выровняется, черный выхлоп должен исчезнуть.

Еще одна причина – когда Белорус работает под нагрузкой, превышающей возможности машины. В работающий на максимальных оборотах двигатель не успевает поступать достаточный объем кислорода, и топливо сжигается не до конца. Чтобы избавиться от черного дыма, нужно снизить нагрузку на трактор. Например, уменьшить ширину навесного оборудования или глубину копания, а также понизить передачу.

5 причин, почему дымит дизельный двигатель (Видео)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector