Трактор МТЗ 1221.3 Беларус является одной из самых популярных и значимых моделей Минского тракторного завода. Он относится ко 2 тяговому классу и отличается более массивными размерами в сравнении с моделями 80 и 82. Трактор успешно используется для широкого спектра работ. Он имеет сбалансированную массу и достойные показатели дорожного просвета (480 мм) и агротехнического просвета (620 мм), благодаря чему способен эффективно работать с любыми типами грунтов и практически на любом рельефе. Технические характеристики МТЗ 1221.3 позволили ему стать одним из самых распространенных универсальных тракторов. Рассмотрим более подробно характеристики и особенности комплектации модели 1221.3 далее в статье.
Отличительные характеристики

Трактор 1221.3 Беларус начали собирать на Минском тракторном заводе в 2019 году. Эта модель разработана на базе МТЗ 1221.2. Основные усовершенствования коснулись топливной системы и очистки отработавших газов – обновленная модель соответствует стандарту Stage II.
Из ключевых характеристик усовершенствованного 1221.3 стоит отметить:
- простую и ремонтопригодную конструкцию;
- надежность и прочность используемых компонентов;
- топливную экономичность и минимальный расход смазочных материалов;
- поддержку современных способов диагностики;
- усиленное ЗНУ, передний ведущий мост с планетарно-цилиндрическими конечными передачами.
МТЗ 1221.3 отличается простым техническим обслуживанием — ко всем системам и расходникам упрощен доступ
Назначение МТЗ 1221.3
Трактор 1221.3 Беларус относится к универсальным машинам и способен работать с широким рядом навесного, полунавесного и прицепного оборудования. В зависимости от установленных навесок 1221.3 способен выполнять полный цикл манипуляций по обработке земли и возделыванию разнообразных культур, поэтому широкое применение нашел в сельском хозяйстве. Также МТЗ 1221.3 используется для механизации многих процессов в животноводстве, мелиорации и поливном земледелии, коммунальном и дорожном хозяйстве, при заготовке леса и на производственных предприятиях.
На фермах трактор 1221.3 применяется для выполнения следующих задач:
- планирование участка;
- осушение переувлажненных земель;
- поверхностная обработка грунта;
- посев семенных растений;
- внесение удобрений;
- уборка различных столовых и технических культур;
- заготовка сена и кормов;
- уборка, погрузка и внесение навоза и других органических удобрений;
- измельчение и замешивание кормов;
- перекачка воды насосами от ВОМ для полива;
- погрузка, разгрузка, транспортировка материалов;
- уборка строительного мусора.
Также технические характеристики Беларуса 1221.3 позволяют успешно использовать машину коммунальными предприятиями, при ремонтных и дорожных работах. В частности, на трактор можно установить экскавационный ковш для рытья траншей, использовать бурильную навеску при установке столбов и т.д.
Общие технические характеристики трактора МТЗ 1221.3
Приведем основные технические характеристики МТЗ 1221.3 Беларус и его размеры в таблице.
Масса при отгрузке с завода, т | 5,37 |
Эксплуатационная масса, т | 5,7 |
Полная масса (предельно допустимая с учетом груза), т | 8 |
Длина, м | 4,5 |
Ширина, м | 2,3 |
Высота, м | 2,85 |
Колесная база, м | 2,76 |
Колея по передним колесам (мин/макс), м | 1,54/2,09 |
Колея по задним колесам (мин/макс), м | 1,53/2,15 |
Минимальный радиус разворота, м | 5,4 |
Клиренс, м | 0,48 |
Агротехнический просвет, м | 0,62 |
Удельное давление на покрытие, Па | 140000 |
Максимальная транспортная скорость, км/ч | 35 |
Максимальная скорость при работе оборудования, км/ч | 15 |
При таких технических характеристиках трактор МТЗ 1221.3 является настоящим помощником при выполнении самых разнообразных задач. Он достаточно компактный и маневренный, легко передвигается и может добраться до рабочей площадки своим ходом.
Отличительной характеристикой Беларуса МТЗ 1221.3 является его простая конструкция – надежная и ремонтопригодная. У машины максимально облегчен доступ к ключевым узлам и агрегатам для технического обслуживания и ремонта. Это позволяет не только быстро обслуживать технику, но и в кратчайшие сроки устанавливать причину неисправности – и устранять ее.
Двигатель МТЗ 1221.3
В качестве силового агрегата для Беларуса 1221.3 предлагается дизельный турбированный мотор, разработанный на Минском моторном заводе. Двигатель Д-260.2 S2 четырехтактный, шестицилиндровый, имеет рядное расположение цилиндров и систему жидкостного охлаждения.
В целом конструкция двигателя трактора МТЗ 1221.3 считается удачной, поскольку силовая установка способна длительно работать без капитального ремонта. А плановое техническое обслуживание достаточно просто выполняется и не требует особых навыков.
Основные компоненты двигателя 1221.3 являются:
- блок цилиндров;
- головки цилиндров;
- поршни;
- шатуны;
- маховик;
- коленчатый вал.
Чтобы не иметь проблем с запуском трактора 1221.3 при низких температурах, в головках дизельного мотора устанавливаются свечи накаливания. Жидкостно-масляный теплообменник быстро прогревает масло в системе до рабочей температуры – и поддерживает ее на нужном уровне в процессе работы.
На двигатель МТЗ 1221.3 устанавливается турбокомпрессор чешского производства К27-61-05/08. В качестве топливного насоса высокого давления могут использоваться РР6М10Р1 «Моторпал» (Чехия) или 363.1111005 российской сборки.
Системы фильтрации двигателя МТЗ 1221.3:
- воздушная – используются фильтры с бумажными картриджами;
- масляная – неразборный полнопоточный и центробежный блок, работающий на ответвлении.
Воздух подается при помощи осевого вентилятора, опционально имеющего опцию автоматической остановки.
Генератор для двигателя МТЗ 1221.3 может иметь номинальную мощность 1-1,25 кВт, а напряжение – 14-28 В. Номинальное напряжение стартера составляет 24 В.
Технические характеристики двигателя МТЗ 1221.3 приведены в таблице.
Марка мотора | Д-260.2 S2 |
Краткая характеристика | дизельный, турбированный, с охлаждением наддувочного воздуха, 6-цилиндровый |
Расположение цилиндров | рядное, вертикальное |
Тип смесеобразования | прямой впрыск |
Рабочий объем цилиндров, дм3 | 7,12 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Расчетная степень сжатия дизеля | 17 |
Мощность, л.с./кВт | 136/100 |
Экостандарт | Stage II |
Максимальный крутящий момент, Н*м | 568 |
Номинальная частота вращения, мин-1 | 2100 |
Расход топлива, номинальный/эксплуатационный, г/кВт*ч | 240/249 |
Масса двигателя (без ГСМ и охлаждающей жидкости), кг | 650 |
ТНВД
Топливный насос высокого давления, устанавливаемый на трактор 1221.3, представляет собой блочную конструкцию, которая состоит из шести насосных секций, помещенных в единый корпус. ТНВД оснащен кулачковым приводом плунжеров и системой золотникового дозирования цикловой подачи дизеля.
В структуру ТНВД на 1221.3 также входит регулятор и поршневой насос для подкачки топлива. Подкачивающий насос монтируется на корпусе ТНВД и запускается эксцентриком кулачкового вала.
Коробка передач
На МТЗ 1221.3 устанавливается синхронизированная трансмиссия фрикционного типа, 2-хдисковая, постоянно-замкнутого типа. Передач вперед/назад – 16/8. В качестве опции на 1221.3 может устанавливаться механическая коробка с увеличенным числом передних и задних передач – 24/12.
Скорость движения вперед варьируется в диапазоне 1,54 – 35 км/ч, диапазон задних скоростей составляет 2,75 – 16,4 км/ч.
Ходовая часть
Передний ведущий мост (ПВМ)
На тракторе МТЗ 1221.3 передний ведущий мост портального типа. У него планетарно-цилиндрические редукторы, а также самоблокирующиеся дифференциалы с 3-мя режимами работы:
- включен;
- включен постоянно;
- автоматический режим с включением при пробуксовке задних колес.
Задний мост
Задний мост на 1221.3 составной с планетарными колесными редукторами, коническим дифференциалом и постоянным приводом.
Тормозная система
Рабочие тормоза трактора 1221.3 Беларус дискового типа. Они воздействуют на задние колеса напрямую, а на передние – через привод переднего ведущего моста.
Стояночный тормоз на 1221.3 имеет дисковую конструкцию. Он совмещен с рабочей тормозной системой, но имеет отдельный механический привод.
Колеса
МТЗ 1221.3 имеет колесную формулу 4х4, колеса трактора разновеликие. Технические характеристики передних и задних колес приведены в таблице.
Передние колеса | 420/70R24 |
Задние колеса | 18,4R38 |
На трактор 1221.3 есть возможность установить сдвоенные колеса. Благодаря спарке достигается меньшее давление на почву при работе машины.
Для достижения высокой урожайности обрабатываемых культур установку сдвоенных колес совмещают с комбинированным навесным оборудованием, обеспечивающим меньшее число проходов по полю.
Топливная система
На 1221.3 МТЗ устанавливался 135-литровый топливный бак. На современных модификациях емкость топливного бака составляет 140 л. Усредненный удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 250 г/кВт*ч. Подача топлива к двигателю осуществляется посредством ТНВД.
Электрическая система
Технические характеристики электрооборудования трактора МТЗ 1221.3 следующие:
- мощность генератора – 1,4 кВт;
- выпрямитель напряжения рассчитан на 14 В;
- напряжение пусковой системы со стартером – 24 В.
Электрооборудование представлено следующими приборами:
- стартер двигателя;
- контрольно-измерительная аппаратура;
- осветительные приборы;
- приборы звуковой и световой сигнализации;
- коммутационные приборы;
- вспомогательная аппаратура.
Все электрические приборы трактора 1221.3 соединены по однопроводной схеме. В роли второго провода в данном случае выступают металлические элементы машины – «масса», на которые навешаны отрицательные клеммы приборов.
Структура осветительного и сигнального оборудования следующая:
- передние фары с ближним и дальним светом;
- задние фары;
- указатели поворота;
- габаритные огни;
- передние и задние фонари;
- фонарь освещения номерного знака;
- аварийная световая сигнализация;
- подсветка приборной панели.
Технические характеристики и перечень оборудования МТЗ 1221.3 будет зависеть от комплектации и года выпуска трактора. Сейчас в базовой версии на машину устанавливаются следующие приборы:
- тахоспидометр (отображает транспортную скорость, обороты двигателя, заднего ВОМ, время работы мотора);
- указатель уровня топлива;
- указатель давления воздуха в пневмосистеме;
- блоки контрольных лампочек.
Рулевое управление
У трактора 1221.3 гидрообъемное рулевое управление с насосом-дозатором.
Управление осуществляется при помощи многочисленных рычагов и переключателей. Под правой рукой располагается блок с рычагами управления подачей топлива, позиционного и силового регулирования. Рычаг переключения ВОМ находится в районе ног, в нижней части опоры кресла.
На схеме рулевого управления числами обозначены рычаги:
- КПП;
- ВОМ;
- подачи топлива;
- управления ПВМ и блокировкой дифференциала заднего моста;
- позиционного регулирования;
- силового регулирования;
- ограничитель хода рычага;
- выключатель «массы»;
- независимый-синхронный переключатель ВОМ;
- переключатель диапазонов трансмиссии;
- стояночного тормоза.
Кабина
Трактор МТЗ 1221.3 может похвастаться достаточно комфортабельной и надежной кабиной с правосторонней подножкой – ее превосходные технические характеристики обеспечивают достойную шумо- и виброизоляцию. Также в современных модификациях тракторов достигается хорошая теплоизоляция, что позволяет работать круглогодично – в кабине благодаря отопителю и опциональному кондиционеру будет поддерживаться оптимальный микроклимат. У современных МТЗ 1221.3 регулировка температуры осуществляется бесступенчато, что повышает комфорт.
Кабина трактора оснащена электроочистителем и обывателем ветрового и заднего стекол. Это позволяет очистить стекло от пыли, грязи и разводов, не покидая кабину, что повышает эффективность и производительность.
Подрессорное кресло оператора трактора 1221.3 Беларус регулируется в нескольких направлениях в зависимости от роста и комплекции водителя.
Гидронавесная система
У трактора 1221.3 раздельно-агрегатная гидронавесная система. Этот Беларус оснащен системой автоматической регулировки глубины возделывания почвы. Трактор имеет силовое, позиционное и комбинированное регулирование.

Гидронавесная система сзади имеет три пары независимых выводов, и две – спереди. Трактор оснащен задним навесным устройством НУ-2/НУ-3 с настраиваемым правым раскосом и тяговосцепным устройством с вилкой для использования прицепного оборудования ТСУ-3-В.

Заднее навесное устройство МТЗ 1221.3 Беларус является штатным и идет в заводской комплектации. Переднее навесное устройство изготавливается под заказ, его мощность составляет 44 тыс. Вт.
Технические характеристики гидронавесного оборудования 1221.3 следующие.
Грузоподъемность на оси (задняя), т | 4,3 |
Число гидровыводов сзади | 3 |
Грузоподъемность на оси (передняя), т | 2,4 |
Число гидровыводов спереди | 2 |
Предельное давление, МПа | 20 |
Производительность насоса, дм3/мин | 51 |
Объем гидросистемы, дм3 | 28,5 |
Трактор МТЗ 1221.3 Тропик

У базовой версии трактора МТЗ 1221.3 Беларус есть дополнительная модификация ТРОПИК. Она предназначена для эксплуатации в районах с жарким и даже тропическим климатом. Технические характеристики 1221.3 Тропик практически идентичны базовой модели, но все же есть различия. Это:
- установка тропического радиатора;
- монтаж дополнительных балластных грузов спереди массой 575 кг;
- установка ресивера;
- установка дополнительного топливного бака объемом 120 л.
Таким образом, МТЗ 1221.3 Тропик способен на 10 часов дольше работать без дозаправок и оптимально приспособлен для эксплуатации при высоких температурах.
Вопросы и ответы
Объем топливных баков трактора 1221.3 составляет 135-140 л в зависимости от модификации. У версии Тропик имеется дополнительный бак объемом 120 л.
Если ВОМ ленточный, то необходимо отрегулировать длину ленты.
Появление черного дыма на тракторе 1221.3 может свидетельствовать о засорении воздухоочистителя или проблемах с топливным насосом.
Белый дым на МТЗ 1221.3 может появиться при недостаточном прогреве двигателя, а также если в топливо попала вода – в этом случае его необходимо заменить. Если дым с синеватым оттенком, причиной может быть попадание масла в камеру сгорания в следствие износа поршневых колес.
Для продувки надо использовать продувочный пистолет с длинным шлангом или пылесос с подходящей насадкой.