Тракторы МТЗ 900 серии уверенно входят в десятку самых продаваемых в линейке Белорусов. Это универсально-пропашные машины, предназначенные для выполнения широкого спектра работ. Трактор МТЗ 900 – и созданный на его базе МТЗ 920 – востребованы сельскохозяйственными и фермерскими хозяйствами, а также коммунальными предприятиями. Нередко можно встретить эти модели и на строительных площадках.
Такое разноплановое использование тракторов МТЗ 900 и 920 стало возможным благодаря установке съемного оборудования. Например, тракторы можно укомплектовать посевными навесками, плугами, культиваторами, стоговозами и т.д. За счет этого эксплуатировать Беларус 920 и 900 можно круглогодично, в том числе зимой, к примеру, для расчистки снега. Машины приобрели популярность не только в Беларуси и России, но и успешно продавались в других странах.
У тракторов МТЗ 900 серии обновилась облицовка капота. Она стеклопластиковая, полного капотирования. Капот откидывается спереди и к кабине («аллигатор»). В вертикальном положении он удерживается благодаря пневматическому и дополнительному страховочному металлическому упорам.


Дополнительный лючок для доступа к пространству перед кабиной МТЗ 900
Чем различаются МТЗ 900 и 920
Характеристики МТЗ 900 и 920 во многом схожи, поскольку тракторы конструировались на одной базе, у них используются идентичные детали и механизмы. Тем не менее у них есть различия в ходовой: у МТЗ 900 привод идет только на задние колеса, 920-й же идет в полноприводном исполнении с ведущим передним мостом с планетарно-цилиндрическими редукторами.
Собственно, тракторы 900 серии являются модернизированными машинами Белорус-80 и Белорус-82. Разделение модельного ряда Минского тракторного завода выглядит следующим образом.

Устаревшая классификация | Новая классификация | |
МТЗ-80.1 | МТЗ-80.1 | МТЗ-900.3 |
МТЗ-82.1 | МТЗ-82.1 | МТЗ-920.3 |
МТЗ-892, 892.2, 920, 952, 952.2 | МТЗ-920.3 | МТЗ-952.3 |
Тракторы 900 серии получили значительные усовершенствования, о которых и поговорим далее.
Технические характеристики
Если говорить о технических характеристиках, то основные отличия МТЗ-900 от 920 кроются в параметрах ходовой.
Характеристика | МТЗ-900 | МТЗ-920 |
Колесная база, м | 2,37 | 2,45 |
Общая длина, м | 3,835 | 3,98 |
Ширина, м | 1,97 | |
Общая высота, м | 2,84 | |
Колея, м | ||
спереди | 1,45-1,85 | 1,455-1,955 |
сзади | 1,45-1,60 | 1,80-2,10 |
Агротехнический просвет, м | ||
под передним мостом | 0,645 | |
под задним мостом | 0,465 | |
Минимальный радиус разворота, м | 3,8 | 4,1 |
Эксплуатационная масса, т | 3,72 | 3,92 |
Размеры шин: | ||
передних колес | 9,2 | 13,6-20 |
задних колес | 16,9R38 |
Двигатель

В качестве базовой силовой установки на МТЗ 900 устанавливается четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-243. Диаметр цилиндров 110 мм, ход поршня равен 125 мм.
Это атмосферный агрегат с прямым впрыском топлива, который управляется при помощи электронного модуля. Мощность мотора составляет 81 л.с., а номинальная частота вращения – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент, развиваемый двигателем, − 286 Н*м. Коэффициент крутящего момента – 15 %.
Рабочий объем двигателя – 4,75 л.

Чтобы было проще запускать двигатель трактора МТЗ 900 серии в зимнее время, устанавливается прогреватель всасываемого воздуха. Если устанавливается гидравлический подъемник, то объем топливного бака составляет 140 л (он общий), а не 130 л, как в базовой модификации.
Для остальных модификаций тракторов Белорус 900 серии предлагается турбированный дизельный мотор Д-245 в различных вариациях (Д-245.43, Д-245.5). В зависимости от типа двигателя номинальная мощность составляет 85-95 л.с. Объем мотора такой же, как и на базовом МТЗ-900, − 4,75 л.
Номинальная частота вращения – 1800 об/мин. Диаметр цилиндров 110 мм, а ход поршня 125 мм за исключением МТЗ-921, МТЗ-921.2, МТЗ-921.3, двигатель которых соответствует Евро-1 и Евро-2. У этих модификаций диаметр цилиндра 80 мм, а ход поршня – 110 мм.

Таблица технических характеристик двигателей МТЗ 900 серии
Характеристики двигателя для разных модификаций тракторов МТЗ 900 серии выглядят следующим образом.
Трактор МТЗ | 900 | 920 | 920.3 | 921 | 921.2 | 921.3 | 922 | 922.3 | 923 | 923.3 | 950 | 952 |
Двигатель | Д-243 | Д-245.43 | Д-245.43С2 | Д-245.5 | Д-245.5С | Д-245.5С2 | Д-245.5 | Д-245.5С2 | Д-245.5 | Д-245.5С2 | Д-245.5 | Д-245.5С2 |
Мощность, л.с. | 81 | 84 | 84 | 90 | 95 | 95 | 89 | 95 | 89 | 95 | 89 | 95 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2200 | 1800 | ||||||||||
Диаметр цилиндров, мм | 110 | 80 | 110 | |||||||||
Ход поршня, мм | 125 | 110 | 125 | |||||||||
Расход топлива, г/кВт*ч | 226 | 220 | 220 | 217 | 220 | 210 | 220 | 217 | 220 | |||
Объем топливного бака, л | 130 | 95 | 125 |
Коробка передач

КПП на МТЗ 900 серии синхронизированная (7/2), с сухой однодисковой муфтой и имеет понижающий редуктор (мультипликатор). За счет этого на тракторе можно получить 14 передних передач и 4 передачи заднего хода.
Диаметр нажимного диска – 340 мм.
Для МТЗ-923 предлагается два варианта коробок – КПП 16/8 или 24/12, обе синхронизированные, как и на остальных тракторах этой серии.
На МТЗ-921, МТЗ-921.2, МТЗ-921.3 устанавливается не синхронизированная КПП, а механическая ступенчатая. Отличием этой коробки является то, что передних передач 18, а не 14, как у остальных КПП на тракторах МТЗ 900, 920 и других. Число передач заднего хода такое же – их четыре.
Трактор МТЗ | 900, 920, 920.3 | 921, 921.2, 921.3 | 922, 922.3 | 923, 923.3 | 950, 952 |
Муфта сцепления | сухая однодисковая | ||||
Передач переднего хода | 14 | 18 | 14 | ||
Передач заднего хода | 4 | ||||
Скорости движения вперед, км/ч | 2,5-36 | 1,8-35 | 2,6-37 | 2,65-38 | 2,08-30 |
Скорости движения назад, км/ч | 5,4-12,1 | 4,1-11,5 | 5,4-12,2 | 5,6-12,6 | 4,39-9,88 |
Диапазоны скоростей и передачи в пределах диапазона переключаются при помощи двух отдельных рычагов. Удвоение числа передач происходит за счет понижающего редуктора при помощи рычага, который расположен возле рулевой колонки.
Схема передач МТЗ 900, 920 и других тракторов этой серии


Гидронавесная система
Гидронавесная система на тракторах МТЗ 900 серии раздельно-агрегатная. Она имеет гидравлический подъемник, за счет которого обеспечивается несколько вариантов регулирования положения навесного оборудования (силовое, позиционное, высотное, смешанное).
Объем гидросистемы составляет 28 л, а максимальное давление жидкости доходит до 20 МПа. За перекачку жидкости отвечает насос, производительность которого – 45 л/мин.
Рулевое управление
На тракторах МТЗ-900, 920, 921, 922, 950, 952 и других моделях 900 серии используется гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Оно состоит из насоса-дозатора, двух гидроцилиндров поворота и масляного насоса питания, который работает от привода двигателя.
Масляный бак ГОРУ сдвоен с баком гидравлической системы. В нем устанавливается бумажный фильтр и перепускной клапан.
Если во время управления МТЗ 900 или 920 руль остается в одном положении, масло из масляного бака ГОРУ подается к насосу питания. Далее оно поступает в насос-дозатор. Затем масло гидрообъемного механизма передвигается через усилитель в муфте сцепления, подается через перепускной клапан и бумажный фильтр, после чего поступает в бак ГОРУ.
Если во время управления МТЗ 920 руль поворачивается, в ту же сторону поворачивается и вал насоса-дозатора. В результате этого масло поступает в полость гидроцилиндра с 2-мя штоками. Количество масла, попавшего в гидроцилиндр, зависит от угла вращения рулевого колеса.
Ходовая
Передний ведущий мост портального типа с выдвижными корпусами конических колесных редукторов. В качестве альтернативного варианта может устанавливаться портальный мост с нераздвижной балкой с планетарно-цилиндрическими редукторами.
На МТЗ-921 и его модификациях используется портальный конический мост на пять шпилек.
Режимы работы:
- выключен;
- включен при пробуксовке задних колес;
- включен постоянно.
Задний мост МТЗ 900, 920 и других тракторов имеет в качестве механизма блокировки дифференциала гидроуправляемую сухую фрикционную муфту. Сам дифференциал конический, четырехсателлитный. Также может устанавливаться многодисковая фрикционная «мокрая» муфта – эта комплектация поставляется под заказ.
Главная передача представлена парой конических шестерен с круговым зубом. Бортовая передача представлена парой цилиндрических шестерен.
Тормозная система
Рабочие тормоза МТЗ 900 ставятся на задние колеса, они сухие, двух- или трехдисковые. Диаметр дисков составляет 204 мм.
Под заказ Беларус может оснащаться восьмидисковыми тормозами, которые работают в масляной ванне.
Стояночный тормоз также сухого типа, дисковый и оснащен механическим ручным приводом. Диаметр дисков стояночного тормоза равен 180 мм.
Под заказ на трактор могут ставиться четырехдисковые стояночные тормоза, работающие в масляной ванне.
Кабина
Все тракторы МТЗ 900 серии (в том числе 920, 921, 952 и другие) могут похвастаться современной и комфортабельной кабиной. Она сконструирована по требованиям безопасности ROPS и ОЕСД.
Водителю обеспечивается высокая посадка, за счет чего достигается отличная видимости рабочей области. Большая площадь остекления помогает следить за ситуацией не только спереди, но и сбоку и сзади трактора. Боковые и заднее стекла открываются, также открывается и люк в крыше. В базовое оборудование входят также омыватели стекол и электрические стеклоочистители.
Работать на тракторе МТЗ 900 или 920 будет комфортно в любое время года и при любой погоде. При закрытых окнах воздух в кабину подается через систему подогрева и фильтрации.

Приборный щиток может иметь разное исполнение. В базовых комплектациях тракторов МТЗ-900 (и некоторых других) он аналоговый, с крупными приборами и удобными кнопками управления. На МТЗ-920 последнего поколения, а также на МТЗ-922 устанавливается ЖК-дисплей с цифровыми приборами.

Электрооборудование
В стандартной комплектации тракторы серии МТЗ 900 поставляются с генератором на 700 Вт, оснащенным выпрямителем напряжения на 14 В. 24-вольтовый стартер имеет мощность 6 кВт и имеет электрофакельный подогреватель. В качестве опции доступен пусковой стартер на 12 В производительностью 4 кВт.
На тракторах МТЗ-922 и 923 идет 1000-ваттный генератор с выпрямителем напряжения 14 В и 12-вольтовым стартером мощностью 3 кВт. На МТЗ 921, 921.2 и 921.3 устанавливается генератор мощностью 1,15 кВт.