Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

С проблемой перегрева тракторов МТЗ сталкивается практически каждый тракторист. Конструкция практически всех моделей Беларусов такая, что они работают на верхней границе температурного диапазона. И даже незначительная поломка станет причиной того, что МТЗ греется.

Чаще всего на МТЗ греется двигатель, гидравлика, поросенок, аккумулятор. Подобные проблемы наблюдаются на МТЗ 80, 82, 1221, 1025, 1523 и особенно часто – на МТЗ 892. Рассмотрим основные причины, почему греется МТЗ, и способы, как можно снизить рабочую температуру в различных системах.

Чем опасен перегрев

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Почему нужно бороться с тем, что трактор МТЗ греется при работе? Перегрев ведет к выходу из строя деталей трактора, поскольку они не предназначены для эксплуатации при высоких температурах. Наиболее серьезные последствия влечет за собой перегрев двигателя. Нужно отметить, что это самая распространенная причина поломки мотора. А его ремонт – частичный или капитальный – всегда сопряжен с простоем техники и серьезными материальными затратами.

Предпринять соответствующие меры стоит и в том случае, если на МТЗ греются другие системы. От перегрева теряют эластичность и трескаются прокладки и сальники. В результате герметичные соединения начинают пропускать жидкости. Кроме того, при перегреве масла теряют свои смазочные качества, и металлические детали начинают истираться. Усугубляет ситуацию и размягчение металла – например, могут подплавиться поршни.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Опасно и то, что двигатель МТЗ греется длительно с незначительным превышением температуры, и то, когда мотор испытывает кратковременный, но сильный перегрев.

Последствиями того, что греется двигатель МТЗ 80, 82 и других тракторов, являются:

  • черный или сизый выхлоп;
  • подплавление поршней;
  • искажение геометрии цилиндров;
  • появление трещин в головке блока цилиндров;
  • прогорание прокладок, колец и сальников;
  • следы масляных подтеков из-за потери системой герметичности;
  • поломка коленвала.

Ситуация, когда греется двигатель МТЗ, может развиваться по разным сценариям. Если перегрев незначительный – в районе 105 градусов, − фатальное повреждение мотора произойдет не сразу. Если незамедлительно отреагировать на превышение температуры, то можно обойтись незначительным ремонтом.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Если двигатель МТЗ греется долго или сильно (110-120 градусов), то разрушение мотора неизбежно. Под вопросом лишь скорость, с которой произойдут повреждения. В лучшем случае придется менять ГБЦ, коленвал и другие детали. В худшем – двигатель заклинит и не будет подлежать восстановлению.

Рассмотрим детальнее основные причины, по которым греются те или иные системы тракторов Белорус, и способы их устранения.

Греется двигатель МТЗ

Что делать, когда греется двигатель МТЗ 1221, 80, 82, 892: экстренные меры

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Что делать, если вы обнаружили, что греется двигатель МТЗ 1221, 80 или 82:

  • при сильном перегреве сразу заглушить мотор;
  • при среднем перегреве сначала дать двигателю несколько минут поработать на холостом ходу и лишь после этого заглушить.
Нельзя доливать охлаждающую жидкость, пока температура не снизится естественным ходом. Резкое охлаждение перегревшихся деталей может привести к их искривлению или появлению трещин.

Когда двигатель остыл, нужно проверить уровень масла и охлаждающей жидкости. При необходимости долить их. И попробовать запустить трактор снова. Если двигатель МТЗ все равно греется, то нужно искать причины перегрева и устранять их. Работать на тракторе, у которого греется двигатель или другие системы, не рекомендуется.

Причины, по которым греется двигатель

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Разобраться в том, почему греется двигатель трактора МТЗ, не так просто. Причин перегрева существует множество, и иногда повышение температуры вызывает сочетание нескольких факторов. Рассмотрим основные причины, по которым греется двигатель у Беларусов:

  • неисправный термостат;
  • забившийся радиатор;
  • неисправный датчик, показывающий температуру охлаждающей жидкости;
  • недостаточная мощность или поломка вентилятора;
  • вышла из строя водяная помпа, или порвался ее приводной ремень;
  • мало или нет охлаждающей жидкости;
  • грязное или перегретое масло;
  • эксплуатация трактора при высокой температуре;
  • значительный износ деталей мотора.

К сожалению, только по одному факту того, что сильно греется двигатель МТЗ, нельзя судить о причине проблемы. Ее ищут опытным путем, перебирая все варианты от наиболее простых до трудозатратных (таких, как преборка движка).

Если на вашем тракторе греется двигатель, действовать стоит в следующем порядке:

  • Проверить количество охлаждающей жидкости.

Если ее мало по причине нерегулярного обслуживания, то жидкость надо долить до рекомендованного объема. Если причина низкого уровня охлаждающей жидкости в том, что где-то образовалась течь, ее нужно найти и устранить (поменять шланги, прокладки и т.д.).

  • Поменять масляный фильтр, залить подходящее масло.

Нередко в целях экономии трактор не готовят к летнему сезону, и при высокой температуре Белорус эксплуатируется с не подходящим маслом. Это может быть одной из причин, почему греется двигатель.

На тракторах МТЗ рекомендуется менять масла каждые 500 моточасов (ТО-2). Масло в картер заливается в объеме 12 литров.

Чтобы устранить перегрев двигателя МТЗ, рекомендуется заливать современные масла типа SAE 15W-40, а не камазовские, как указано в эксплуатационном паспорте для старых моделей Беларусов.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Летом в жарком климате стоит выбирать масла, сохраняющие вязкость при 40-50 градусах. Также надо помнить, что металлические детали корпуса достаточно сильно нагреваются. Плюс под корпусом температура всегда выше на 3-5 градусов, чем температура окружающего воздуха.

Проверять уровни охлаждающей жидкости и масла нужно каждый день до начала рабочей смены.
  • Прочистить радиатор.

Еще одна причина, по которой греется двигатель МТЗ, − засорение радиатора. Его нужно прочищать от сухого мусора, а также удалять отложения, которые налипли на стенках системы изнутри.

Для прочистки решетки от мелкого мусора и пыли используют воздушный компрессор. При серьезных загрязнениях надо снять радиатор и промыть соты мойкой высокого давления или при помощи шомпола.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Если вы работаете в условиях сильной запыленности или при сильном ветре, решетка может засоряться слишком быстро, и даже при регулярном продуве можно столкнуться с перегревом мотора. Чтобы этого не случилось, можно заменить решетку, выбрав вариант с более мелкой сеткой. Также можно затянуть решетку крупноячеистой тканью.

Внутренние отложения в системе охлаждения – частая причина, почему греется трактор МТЗ 80, 82 и другие. Промывать систему охлаждения надо каждые 2000 моточасов. Самый простой и безопасный способ прочистить радиатор следующий.

К одному литру керосина добавляют водный раствор кальцинированной соды (50 г соды на 1 л чистой воды). Этой смесью заполняется система охлаждения трактора. Для полноценной прочистки нужно отработать на тракторе 8-10 часов. После этого очистительный раствор сливается, и система охлаждения промывается чистой водой.

Ни в коем случае не используйте для промывки радиатора сильные кислоты. Они удалят отложения, но вместе с тем могут проесть стенки радиатора.
Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить
Иногда мощности радиатора не хватает, и тогда приходится устанавливать новый радиатор на МТЗ

  • Поменять термостат.

Следующая причина, почему греется двигатель МТЗ, − неисправный термостат. Он не ремонтируется и при любых неполадках меняется на новый. Заподозрить проблемы с термостатом можно по следующим проявлениям:

  1. перегревается дизель;
  2. двигатель МТЗ плохо греется;
  3. при нагрузке температура падает, а при остановке, напротив, возрастает;
  4. при прогретом дизеле двигатель сильно греется, а нижний патрубок остается холодным.
Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить
Термостат в норме, стрелка в «зеленом» диапазоне

Убедиться, что причины перегрева двигателя МТЗ, кроются именно в термостате можно без разбора следующим образом:

  1. Закрыть термостат.
  2. Завести двигатель.
  3. Через 2-3 минуты работы мотора проверить патрубок, ведущий к радиатору. Патрубок должен быть холодным.
  4. Когда температура поднялась до 90 градусов, патрубок должен нагреться.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Если патрубок ощущается теплым сразу после включения мотора или не нагревается при достижении рабочей температуры, причину проблемы нужно искать в термостате.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить
Часто на трактора ставят дублирующие температурные датчики для более точного определения температуры
  • Поменять датчик охлаждающей жидкости.

Еще одна проблемная деталь МТЗ, сбой в работе которой может стать причиной перегрева двигателя, − датчик охлаждающей жидкости. Родные датчики не отличаются надежностью. Владельцы тракторов МТЗ 80, 82, 1221, 892 и других часто жалуются на то, что датчики клинит, они неверно показывают температуру и быстро ломаются. Замена проблему надолго не решает – новые датчики тоже быстро ломаются, а стоят дорого.

В качестве устранения причины того, что греется МТЗ, рекомендуют ставить дублирующие приборы с индикаторами температуры сторонних производителей, например, ИТ4-К.
  • Диагностика водяного насоса.

Перебрав все возможные варианты того, какие могут быть причины, что трактор МТЗ греется, не требующие разбора, нужно переходить к диагностике с переборкой узлов. Первым делом стоит проверить работу водяной помпы.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Вначале нужно осмотреть ремень водяного насоса. Он должен быть натянут – прогиб при надавливании с силой не должен превышать 2 см. Если ремень ослаблен, его нужно подтянуть или заменить в случае износа.

Далее осматривается клапан на пробке горловины для заливания жидкости – через него выходят пары при ее нагреве. Если клапан забился, пар не сможет выходить и повредит детали водяной помпы.

На повреждение самого водяного насоса, помимо того, что двигатель трактора МТЗ чрезмерно греется, указывают:

  1. протекание воды из дренажного отверстия;
  2. стуки и вибрация при работе помпы;
  3. сильный шум.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Чаще всего на водяной помпе разрушается подшипник и повреждается сердцевина радиатора, которую выбивает крыльчатка вентилятора. Если причина перегрева в большом износе подшипников, их меняют на новые. Если это не помогло, водяной насос разбирают и дефектуют.

  • Поменять вентилятор системы охлаждения.

Слабый вентилятор – еще одна возможная причина перегрева тракторного мотора. Родных четырех лопастей не хватает для нормального охлаждения. Если двигатель МТЗ греется не сильно – до 95 градусов – и другие причины исключены, можно попробовать заменить вентилятор, поставив более мощный. Можно выбрать на 6 или 8 лопастей. И желательно ставить пластмассовые вентиляторы вместо родных металлических.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить
8-лопастной вентилятор на МТЗ-892
  • Перебрать двигатель.

Износ деталей двигателя МТЗ Д-240, 245, 260 и других вполне может быть причиной того, что он сильно греется. Если вы исключили остальные причины, то понадобится перебрать мотор и провести дефектовку. К перегреву может приводить износ или повреждение ГБЦ, прогорание прокладки под головкой и другие проблемы.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Почему греется трактор МТЗ 1221: какие могут быть причины

Все перечисленные выше причины перегрева в целом характерны для всех Беларусов. Но то, что греется двигатель МТЗ 1221, считается «фирменной болезнью» именно этого трактора. Заводская система охлаждения МТЗ 1221 маломощная, ее не достаточно для нормальной работы. Снятие термостатов, чтобы охлаждающая жидкость циркулировала по внешнему кругу, не поможет.

Поэтому сразу после покупки рекомендуют доработать контур охлаждения. Для этого:

  • ставят новый медный 5-секционный радиатор системы охлаждения (подойдет с МТЗ 1523);
  • меняют вентилятор СО на пластмассовый с 6 или 8 лопастями.
Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить
Установка нового вентилятора на МТЗ-1221

Также снизить рабочую температуру поможет установка дополнительного гидробака

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

или радиатора.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Минский тракторный завод устранил проблему, выпустив МТЗ 1221.3 в тропическом исполнении – у него увеличенный радиатор, 9-лопасной вентилятор и пластиковый капот. Но базовые МТЗ 1221 так и продолжают выпускаться с недоработанной СО, и двигатель у них греется практически на всех моделях.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Причины перегрева других систем на Белорусах и способы их устранения

Несмотря на то, что перегрев двигателя на тракторах МТЗ встречается чаще всего, сильно греться могут и другие системы. Рассмотрим, какие еще проблемы, связанные с повышением температуры, могут встречаться на Беларусах, и как их устранить.

Греется гидравлика

Еще одна проблема с перегревом на тракторах – греется гидравлика МТЗ, причем это может быть как просто значительное повышение температуры (выше 80 градусов), так и ситуация, когда греется или закипело масло в гидравлике.

Работать с таким перегревом гидравлической системы, конечно, нельзя. Когда масло в гидравлике МТЗ 80, 82, 82.1, 1221 и других тракторах греется почти до кипения, плавятся пластиковые сетки, шланги, может расплавиться даже гидробак. Поэтому при первых признаках перегрева нужно искать причины.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Причины того, что греется масло в гидросистеме, следующие:

  • забились или перегнулись шланги;
  • забился сетчатый фильтр в гидробаке (в нейтральном положении распределитель гудит);
  • неверно подобран при замене распределитель (например, изначально стоят Р80-3/1-222, а поставили Р80-3/4-222, который должен работать в паре с силовым регулятором, у него нет дополнительного слива);
  • износился насос НШ 32;
  • недостаточное количества масла а баке (оно должно доливаться до верхней отметки масломера).

В большинстве случаев насос НШ 32 на тракторе МТЗ 80, 82 и других греется именно из-за неправильного распределителя. Если вы установили распределитель Р80-3/4-222, то нужно сделать дополнительный слив с канала управления. Для этого из-под пробки под ключ 14 выводится слив в гидробак. Если не сделать слив при неверно подобранном распределителе, то насос НШ 32 будет чрезмерно увеличивать давление в гидравлической системе, и вместе с этим будет расти температура.

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить
Установка нового насоса НШ на МТЗ-82

Ну и, конечно, самой банальной причиной того, что закипело масло в гидравлике МТЗ, может быть перегруз гидравлической системы. Например, когда трактором пытаются поднять перегруженный полуприцеп, и насос НШ работает на максимально высоких оборотах.

Греется ГУР

Чтобы найти причины, почему ГУР МТЗ греется, нужно понять капот и осмотреть узел. Далее проверяют, как идет масло через редукционный клапан. Затем нужно снять корпус золотника и проверить его состояние.

Также нужно проверить давление масла в гидросистеме. В норме оно должно быть 8,5-9 Па.

Если визуальный осмотр не помог обнаружить причину, по которой греется ГУР МТЗ, его нужно разобрать и отдефектовать. При трении деталей образуется металлическая пыль, в систему также могут попасть механические загрязнения. Все это нужно удалить и тщательно очистить детали, после чего собрать гидроусилитель руля.

После переборки нужно отрегулировать клапан, чтобы выставить давление масла в пределах 8,5-9 Па.

Если механических дефектов при осмотре ГУР не выявили, то причина перегрева может быть в том, что насос НШ дает слишком высокое давление, следствием чего растет температура. В любом случае нужно отрегулировать давление.

Греется промежуточная опора (поросенок)

Почему греется МТЗ: причины перегрева двигателя, гидравлики, промежуточной опоры, как устранить

Владельцы новых тракторов часто сталкиваются с проблемой того, что греется поросенок на МТЗ (промежуточная опора). Причем перегрев возникает буквально после 10-15 км и он достаточно сильный – рука не терпит.

Чтобы этого избежать, нужно всегда отключать ПВМ, когда он не используется. Также надо следить за уровнем масла.

Если поросенок МТЗ греется при выключенном ПВМ, причина проблемы может быть в том, что резиновое кольцо, которое стоит со стороны хвостовика, недостаточной толщины. В результате детали сильно вибрируют, и от этого возникает перегрев. Еще можно заменить подшипники – вместо 115 поставить 12115.

Также часто с тем, что греется поросенок, сталкиваются именно владельцы новых тракторов. Со временем промежутка начинает греться значительно меньше, когда детали «притираются».

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector